НЕОЖИДАННОЕ СЧАСТЬЕ
На кафедре филологии в Московском университете никто и не догадывался, что у Ларисы Павловны заведующей, доцента, уважаемого преподавателя был муж запойный алкоголик. Это оставалось её печальным секретом и личной драмой.
Ларису Павловну ценили на работе за компетентность, добросовестность и железную репутацию. Все считали её состоявшейся женщиной как иначе? Муж часто встречал Ларису на ступеньках университета, и вместе они шли домой, держась под руку.
Вот счастливая вы, Лариса Павловна! Муж у вас видный, серьёзный, воспитанный, красивый шептались молодые коллеги.
Ой, девочки, не завидуйте, отмахивалась Лариса.
Только сама Лариса Павловна знала, что её “интеллигент” вытворяет дома. Виктор напивался до потери сознания, возвращаясь в жутком виде. Ключ он в замочную скважину попасть не мог, поэтому звонил в дверь и, обессиленно упав, засыпал прямо на коврике. Лариса с возмущёнными причитаниями (ой, горе моё, когда же ты уже наживёшься, нету моих сил…) затаскивала мужа в дом, укрывала его пледом и возвращалась к рецензированию диссертаций сначала кандидатской, потом докторской. На тумбочке всегда оставляла литровую кружку воды: иначе Виктор среди ночи будил бы всю квартиру истошными криками: “Лариска! Пить хочу!”
Утром Лариса, привычно перешагнув через спящего супруга, шла на работу и дарила студентам знания. Так тянулось неделями, месяцами Но когда-нибудь Виктор вдруг трезвым вставал у крыльца университета и терпеливо ждал жену. Одетый как с иголочки, чистый, ласковый. Друзья с умилением наблюдали, как он заботливо целует Ларису в щёку и интересуется:
Как дела, Ларисочка?
Всё как всегда, Витя. Пойдём, вздыхала Лариса.
Коллеги сочувственно кивали и провожали пару взглядом: “Вот повезло Ларисе Павловне с мужем”
А дома Лариса замолкала, наказывая мужа ледяной тишиной оружием, от которого Виктор страдал. С годами он стал привыкать и уходил “по делам”, чтобы выпить, как только закрывалась за ним дверь.
Лариса с Виктором прожили вместе двадцать восемь лет. Любовь, что казалась вечной, осыпалась как пух из подушки и не собрать было эти перья вновь.
Поначалу у них долго не было детей, Лариса мучилась от этого, считая семью бездетной неполноценной. Когда же родился сын Дима, для Ларисы он стал смыслом всего. На малыша не хватало средств: Виктор заботы о доме и сыне переложил на жену, сам же думал лишь о том, как припрятать бутылку и где успеть пригубить лишнюю рюмку.
Лариса, уставшая после работы и домашних хлопот, поначалу даже не замечала, когда муж начал скрывать водку. Однажды нашла бутылку на балконе:
Витенька, это что еще за хозяйство? спросила в недоумении.
Догадайся сама, пошутил Виктор.
Начались ссоры, слёзы, осуждения, обещания. И снова по кругу.
Годы шли. Виктор то устраивался на работу, то быстро её терял разумеется, из-за пьянства. Надёжды на мужа не оставалось. Развестись Лариса не решалась в ушах стояли мамины слова: “Доченька, муж даётся один раз. Первый от Бога, второй от лукавого. Пусть соломенный, но свой. Роднее отца ребёнку не сыщешь”.
Лариса поднималась по карьерной лестнице, привыкла полагаться лишь на себя. Знала наизусть весь этот спектакль под названием “папин запой”. Её сердце высохло жалость осталась, но и только.
Отрадой был сын Дмитрий. Он рос красивым, обаятельным, пользовался успехом у девушек: первую полюбил в 14, вторую в 19 Такой уж был темперамент. Лариса переживала стоит привыкнуть к новой невесте, как на пороге появляется следующая. Долгое время рядом оставалась Аня за пять лет Лариса и сама её полюбила, называла невесткой, даже родственникам представляла как жену Димы. Все жили вместе: Виктор, Лариса, Дима и Аня. Мечтали о свадьбе, о внуках.
Аня тихо отвечала на намёки:
Я согласна, а вот Дима всё медлит
Сынок, мне на пенсию скоро, хочу понянчить внучку, вздыхала Лариса.
Но однажды, вернувшись с работы, Лариса не обнаружила вещей Ани. Вечером Дима представил миру Лену девушку моложе Ани на добрый десяток лет.
Лена будет жить у нас, сухо сказал Дима. Мы любим друг друга.
А где Анечка? Нет, не пущу! Верни Аню! запротестовала Лариса.
Обиженные Дима и Лена ушли. Лариса впервые поняла, как ей дорога была Аня. Пять лет немалый срок.
“Ну и кобель у меня сын! В кого только?! Главное хоть не пьёт, как отец,” цедила она про себя.
Спустя месяц Дима вернулся без девушки и без Ани.
А где твоя последняя, Димочка?
Сказала мне: “Не для такого огородника малина росла”. Староват я оказался, засмеялся Дима. Кстати, мама, ты ведь ругала меня за Аню? Хочешь знать правду? У Ани двое детей. Я и не знал. Вечно ездила куда-то “к маме, хозяйство помогать”, а сама к детям ездила в деревню. Всё рассказал её бывший муж, приехал ко мне на работу. Говорит, сам детей воспитывает. Молчит пять лет, и дальше бы молчала, если бы не супруг. Ты представляешь? На что она рассчитывала?
Не кори её, сын. Сердцу же не прикажешь, спокойно ответила Лариса. Плохо только, что дети страдают. Мне жаль Аню. Хорошая была девочка.
Не переживай, мама. Такой уже характер у людей, отшутился Дима.
Прошёл год. Виктора не стало цирроз печени. Перед смертью слезно просил у семьи прощения за все страдания.
На кладбище Лариса сказала сыну:
Сколько слёз и сил у меня отнял твой отец. Всё у тебя на глазах было Но знаешь, я бы ещё раз всё повторила, лишь бы Витя снова ожил. Вот такая странная женская любовь
Лариса зарыдала у свежей могилы, положила на холм красные гвоздики. Дима молча взял мать под руку шли домой, не спеша, молчали: в горе слова лишние.
На кафедре жалели Ларису Павловну. Она впервые призналась: “Осталась я одна. У сына своя жизнь. Хоть бы внучку подарил. Всё было бы легче. Где брать силы идти дальше?”
Год пролетел незаметно. Лариса ушла на пенсию. Незачем было бежать по утрам и никто больше не встречал её на ступеньках. Не верилось, что прошлое не повторится.
Наступил декабрь, вся Москва полна суеты, все в предвкушении праздника. В новогоднюю ночь Лариса в одиночестве нарядила ёлку, поставила селёдку под шубой, оливье, мандарины, шампанское. “Может, Димочка заглянет? Опять у него новая любовь Когда же сын остепенится?”
Вдруг долгий звонок в дверь. Лариса вздрогнула: у сына ведь есть ключи, кто может быть ночью? Глянула в глазок Аня! Бросилась открывать, крепко обняла нежданную гостью. Рядом с Аней стояла крошечная девочка. Лариса насуетилась, усадила гостей, дала поесть после дороги. Аня попросила уложить малышку спать.
Когда девочка уснула, Лариса увидела в ребёнке Дмитрия как будто уменьшенное его отражение.
Говори, Анюта, что случилось? с замиранием спросила Лариса.
Лариса Павловна, хочу покаяться тихо начала Анна.
Я всё знаю, детка. Дима рассказал. Говори к делу, подбодрила Лариса.
Это Ваша родная внучка, выдохнула Аня.
Так и думала Димкина дочка. А дальше?
Можно я временно оставлю её у Вас? Веронику С мужем помирились, но он не признаёт ребёнка мол, своих бы на ноги поставить. Помогите, запуталась я умоляла Аня.
Вот уж подарок на Новый год с грустью сказала Лариса. Ну что ж, на пенсии скучно не будет, это ты верно.
Я приезжать буду, всё расскажу Верочку зовут Вероникой. Ей год и три, убеждала Аня.
Утром Лариса обнаружила, что Ани нет. На столе лежала записка: “Люблю вас, Лариса Павловна. С Новым годом! Обнимите Диму”. Рядом стояла сумка с вещами и документами внучки. В свидетельстве: Вероника Дмитриевна. “Своя кровь. Вот так ушёл Витя, а появилась Вероника”, улыбнулась сквозь слёзы Лариса.
Она подошла к спящей Вере, поцеловала в макушку: “Ты моё неожиданное счастье”
Шли годы. Вероника пошла в школу, Ларису называет бабушкой, Диму папой. Дмитрий души не чает в дочке, но всё так же ищет своё счастье. Аня ни разу не приехала
Жизнь Ларисы изменилась, смысл вернулся. Прошлое не вернёшь но всегда есть место светлой радости там, где её уже не ждёшь. Важно уметь принимать судьбу и замечать счастье даже тогда, когда оно приходит не по плану.
