Цветы из давних лет
С юных лет мечтала Серафима о своем уютном уголке, но так получилось, что десять с лишним лет она с Георгием прожили в шумной Москве. Георгий служил в армии, всю жизнь на посту, дома бывал урывками, а работа не позволяла строить никакие планы. Серафима ждала его с терпением, воспитывала двух сыновей, отдавая им почти всё время, ведь муж вечно был занят.
Жорочка, может дачу купим? не раз предлагала Серафима.
Симка, ну ты же знаешь, времени нет дачей заниматься, а тебе одной с детьми там невесело. На электричке в Подмосковье кататься? Нет, я против, буду только тревожиться. Доживём до пенсии, купим дом в деревне, там уж всё можно будет устраивать как хочешь.
Ой, Жорушка, опять ты рассудительно рассуждаешь, соглашалась Серафима.
И вот настал тот день, которого они оба ждали. Сыновья выросли, получили образование, обзавелись своими семьями, по большим праздникам навещали родителей. Серафима вышла на заслуженный отдых, рассталась с школой, где всю жизнь преподавала теперь пришло время для покоя и уединения, чего так не хватало годы напролёт. Радовалась, когда просыпалась утром и не нужно было думать о контрольных и уроках.
Деревенская жизнь
Георгий тоже ушёл со службы, и, наконец, у них появился домик в настоящей русской деревне такой, о каком мечтали, чтобы встречать детей, растить внуков, наслаждаться родной природой и свежим воздухом.
Ну что, Симочка, поехали в нашу деревню, сказал Георгий, а Серафима тут же принялась собирать вещи, складывать в коробки, всё с радостной суетой, а муж уже таскал их к машине.
Серафима с детства души не чаяла в цветах, и сразу решила:
Будет у меня во дворе настоящий цветник! Хочу, чтобы с ранней весны до глубокой осени двор радовал глаз пусть цветы растут и у дома, и под окошком, и возле забора.
Дом купили за пятьдесят километров от Москвы, крепкий, ухоженный, прежние хозяева следили за порядком. Георгию оставалось только заняться ремонтом он всё умел, деревенский парень, не боялся никакой работы. А Серафима более городская, хотя летом любила бывать в деревне у бабушки вместе с сестрой. С тех пор и появилась у неё любовь к цветам, особенно к георгинам бабушка всегда их выращивала.
Пока Георгий хлопотал с ремонтом, Серафима уже разбивала клумбы. Привезла семена цветов из Москвы, рассаду купила у местных бабушек на рынке.
Скажите, у кого в деревне есть георгины? Очень они мне нравятся, спросила она у продавщицы.
Милая, вон тот дом с зелёными воротами там живёт Клавдия Степановна, она только георгины и разводит. Ты ведь новая здесь? Дом купили у Петра? Я Варвара, будем знакомы!
Спасибо, баба Варвара, я Серафима, очень приятно, улыбнулась она.
У Клавдии Степановны всё утопало в цветах. Серафима попросила клубни георгин.
Возьми сколько хочешь, не продаю. Только мелочь в память и пусть они у тебя приживаются, ответила Клавдия, Да в деревне теперь мало кто сажает георгины, а я их люблю ещё с молодости.
Посадки и воспоминания
К клумбе заглянула соседка, Надежда, удивилась:
Георгины? Зачем тебе старинные цветы? Теперь ведь у всех модные, а георгины бабушки наши выращивали
На вкус и цвет а мода тут ни при чём, отвечала Серафима. Вот зацветут посмотрим, не изменишь ли мнение, и улыбнулась. Для меня георгины память о любимой бабушке Марии, с ней связаны самые светлые мгновения детства.
Детство её прошло в одном из подмосковных городков, родители вчителка и инженер, две дочери Вика и Серафима, Симочка так её дома называли. Лета проводили у бабушки Марии в деревне, там дом с просторным палисадником, лавочка у забора, которую бабушка обязательно красила к их приезду.
Помню калитку со старой подковой хлопнешь, и бабушка выходит встречать, рассказывала Серафима мужу Георгию.
В огороде у бабушки росла малина, клубника, а Серафима обожала малину, сестра Вика наоборот.
Симка, как ты её ешь, там же полно зелёных жучков!
Пусть и жучки, всё равно люблю малину, отвечала Серафима.
Собирали клубнику, у бабушки миска полная, а у внучки горстка ягод.
Клубничка от тебя прячется ищи внимательнее! учила бабушка.
Дед Григорий делал пенёк под вишнёй, чтобы внучки играли в тени, а в доме у окна стоял стол, всегда накрытый скатертью, а на нём миска с пирожками, сухариками, ватрушками, всё от бабушкиных рук.
В дождь сестры забирались на печку, а в грозу прятались под лоскутным одеялом. Вика пугала сестру будто не гром гремит, а злой дракон, и ладно, что бы не скучать.
Одной комнатке боялась Серафима в детстве тесная, без окон, там стоял старый сундук, пахло нафталином. В углу висел дедушкин шинель.
Бабуля, что там висит?
Это шинель деда Григория, как с войны пришёл, так вот и хранится, объясняла бабушка.
Вика шептала: “Не шинель это, а злой дух, он может забрать маленьких…” и Симочка, ужасаясь, старалась бегом пробежать мимо, не глядя на сундук. Бабушка ругала Вику за такие выдумки.
Главное место в доме комната с цветами на окнах. Но лучше всего запомнился бабушкин цветник во дворе.
До сих пор перед глазами цветы под окнами, золотые шары, гладиолусы, розы, морем георгин! Бордовые, фиолетовые, жёлтые, коричневые В палисаднике я всегда становилась на цыпочки, чтобы понюхать их. Вот эту красоту не забуду никогда, делилась с Георгием Серафима.
Цветочная мечта сбылась
Георгий только слушал жену и радовался, что теперь, на пенсии, смог подарить ей счастье деревенского быта, где она с цветами, как мечтала.
И Серафима посадила рассаду, по всему двору, лето только наступало, и места хватило для души. Георгий с улыбкой наблюдал за ней, знал, что мечта жены осуществилась.
Расцвели цветы, один за другим и наконец георгины, любимые сердцу. По утрам Серафима выходила из дома и здоровалась с ними:
Доброе утро, мои дорогие! Ах, как вы прекрасны, как люблю вас всех!
Особенно долго она ласково гладит георгины.
Недаром бабушка моя их обожала, ведь они самые гордые и красивые, говорит она, и кажется ей, будто цветы понимают.
Весь деревенский люд теперь восхищается её садом, заходят соседки и дивятся:
Сима, вот так цветы у тебя! А георгины настоящая находка! признаётся Надежда. Права была, мода тут ни к чему, важна душа
Георгины моя гордость, улыбается Серафима, задумчиво глядя на небо, хочется, чтобы бабушка Мария тоже увидела эту красотуВскоре началась золотая осень. В саду у Серафимы переливались листьев и цветов багряные оттенки, и с утра съехались сыновья с семьями, чтобы отпраздновать юбилей матери. Внуки бегали по дорожкам между клумбами, ловили светлячков, а Серафима угощала всех малиновым вареньем и бабушкиными пирожками из старого рецепта.
Вот это жизнь, шепнул Георгий, накрывая плечи жены платком, и сад твой как память, как мост между прошлым и будущим.
А давай сфотографируемся все вместе, сказала Серафима, держа внучку на руках, чтобы через годы мои цветы и ваше счастье остались навсегда.
Семья выстроилась у самой большой клумбы, где пышно расцвели георгины, точно вспоминая бабушку Марию. Фотографию поставили в рамку на окне, рядом с букетом новых цветов, выросших под заботливой рукой Серафимы.
В тот вечер она долго сидела в саду в мягком свете заходящего солнца. Лёгкий ветерок приносил запах земли и цветов, а рядом на лавочке послышался тихий смех внуков и голоса семьи. Серафима закрыла глаза и подумала, что теперь у неё есть всё дом, тепло, любимые цветы и самые родные люди.
И на век в этом тихом уголке будет храниться не только пышный цветник, но и радость, собранная из нежности минувших лет, как самые красивые георгины в её жизни.
