Семейные тайны под одним потолком: как Лиза росла между мачехой, отчимом и наследством куклы с огненными волосами, разгадывая, почему вторая семья отца оказалась ей куда ближе (и больнее), чем казалось в детстве – RiVero

Семейные тайны под одним потолком: как Лиза росла между мачехой, отчимом и наследством куклы с огненными волосами, разгадывая, почему вторая семья отца оказалась ей куда ближе (и больнее), чем казалось в детстве

Вторая семья

С возрастом Наташа начинает понимать, что отец слишком быстро женился во второй раз. Она замечает, что Вера, старше Наташи всего на полгода, и Максим, младше на три года, и по возрасту, и по внешности подозрительно похожи и на неё, и на их общего отца.

Одно из ярчайших воспоминаний её детства красивая кукла с ярко-алыми волосами у кассы обычного «Магнита» в их родном Ярославле.

Наташа помнит, как дергала отца за рукав, умоляя купить ту куклу, а он склонялся к ней и с тихим осуждением говорил:

Наташенька, ну как тебе не стыдно быть такой эгоисткой? Брату нужны лекарства, нам надо на зарплату дотянуть, а ты куклу захотела.

Как будто у неё мало дома игрушек.

Ей до сих пор кажется, будто не только отец, а вся очередь в магазине глядела на неё с осуждением.

Ну как хорошая девочка (а Наташа очень старается быть хорошей) может просить куклу, когда у брата болезнь и в холодильнике пусто?

Игрушки-то вроде действительно есть, но почти все поломаны Верой и Максимом. Кого это волнует? У взрослых своих забот хватает, не до Наташиных обид по поводу разбитых игрушек и несбывшейся красноволосой куклы.

Когда мама была жива, Наташе покупали куклу.

Пусть не всегда: к пяти годам она уже четко знала, что по будням в будни ничего не выпросишь максимум, что выслушаешь нотацию за «попрошайничество». Но выходной мама сама вела её в магазин и говорила:

Так, Наташка, если игрушка до тысячи рублей выбирай, что понравится.

Она знала, что тысяча это один и три нуля, и если ценник вписывается можно без боязни просить: мама обещала.

Мама никогда не упрекала Наташу за желания. За попрошайничество бывало, особенно когда Наташа в полном восторге устраивала сцену в супермаркете. С мамой такой номер не проходил: забирала без разговоров домой, лишала мультиков.

Но в выходные мама обязательно покупала Наташе то, о чём та давно мечтала. Никогда не называла эгоисткой даже если были проблемы и болели.

А проблемы были. Мама долго болела, лечилась бесполезно.

В шесть лет Наташа осталась с отцом. Целый год ни сказок на ночь, ни новых игрушек, ни теплых слов. Отец просто водил дочь в садик, потом в школу. Готовил простейшее варёные макароны с сосисками. Наташа терпеть не могла эту еду, но есть было нечего.

Сам садился перед «плазмой» и до полуночи глазел футбол или «Вечерний Ургант» бывало и ток-шоу смотрел.

Наташа просила мультик, а отец, не отрывая взгляда от экрана, требовал заниматься уроками или читать. Приходилось подчиняться, тем более что со временем она полюбила читать.

Отец уходил в спорт и ток-шоу, забывая обо всём остальном, а Наташа спасалась в выдуманных мирах книг.

Через полгода в доме появилась Даша, вместе с Верой и Максимом. Позже Наташа догадается, что отец решился на быстрый брак неслучайно.

Вера и Максим словно списаны с отца и Наташи загадочное сходство.

В детстве же Наташа не могла понять, почему папа будто любит Веру и Максима, а на её долю только упрёки и слова о её «эгоизме».

Отец с Наташей перебрались в дом Даши под Ярославлем, где всем места не хватало: у Наташи не было отдельной комнаты, только закуток в коридоре между спальнями Максима и Веры, за тонкой занавеской. Вера с удовольствием дёргала её за волосы по утрам, отдёргивая занавеску:

Я её зову-зову, а она не встаёт, так ведь в школу опоздаем! оправдывалась она.

И никому не было дела до того, какова на самом деле мотивация Веры: подобные пробуждения стали ежедневной нормой даже по выходным.

Как и стало привычным, что все хорошие игрушки и вещи Наташи доставались Вере.

Зачем тебе игрушки, если ты только книжки читаешь? со вздохом объяснял однажды отец, когда Наташа огрызнулась, что любимого плюшевого мишку, которого бабушка отправила поездом из Мурманска, отобрали в пользу Веры.

Мамина мама, бабушка, работала в далеком заполярье, была на хорошей должности, часто присылала подарки, но практически не приезжала.

Иногда бабушка звонила. В один из таких разговоров Наташа пожаловалась на медведя: его отдали Вере. Отец злился, потом устроил разъяснительную беседу:

Мы живём у Даши. Она нам помогает. Знаешь, сколько она сделала для меня? Если бы не она я бы после смерти твоей мамы вообще пропал…

Ты хочешь остаться совсем одна? Наташа молча качает головой: как бы отец ни обижал, терять его не хочется, потому что больше никого и нет.

Тогда не рушь мою семью! Зачем ты этим своим нытьём мне жизнь отравляешь, из-за какого-то несчастного медведя?!

Да, Вере его отдали, хотела она его больше! Ты уже не одна в семье учись делиться!

У тебя бабушка всё время подарки шлёт, а у Веры нет. Почему она должна страдать из-за этого? Научись делиться!

Даже в маленьком возрасте Наташа в этом монологе чувствует что-то нелогичное.

Но кто бы стал всерьёз слушать ребёнка? Мол, проблем в семье хватает и без Наташиных обид…

Главная забота семьи Максим. Позднее Наташа разберётся сама: у Максима тяжёлое осложнение после родов, полный комплекс неврологических проблем. Отец каждый месяц отдаёт почти всю зарплату на его лечение. Максиму срочно нужны лекарства, массажи, бассейны, иппотерапия лишь бы был шанс на выздоровление.

Это даёт плоды со временем Максим хоть и отстаёт от сверстников, но развивается, а врачи строят осторожные прогнозы: если так пойдёт, в будущем догонит ровесников.

Все успехи Максима отмечаются аплодисментами, а Наташины победы в олимпиадах, её красные аттестаты и блестящие сочинения никому не нужны.

Велика заслуга, фыркал однажды отец, когда Наташа попыталась похвастаться грамотой, разве что печку растопить.

Вот если бы деньги принесла на лекарства… А так твои бумажки никому не нужны.

После этого разговора Наташа замыкается в себе, и больше с отцом откровенно не разговаривает.

Неожиданно чуть теплее начинает относиться к ней мачеха. И Наташа, подросши, понимает: Даше по сути и не за что предъявлять какие-то претензии. Заботиться о чужой ребёнке она не была обязана, любить как родную тем более.

Зато теперь она хвалит Наташу за любую помощь по дому, особенно называет её «маленькой помощницей», когда Наташа, уже в одиннадцать лет, берётся за уборку или готовку. Всё ради Дашиной похвалы.

Кроме того, Наташу почему-то даже радует, когда по вечерам между мачехой и Верой начинается ссора мол, Даша Наташу любит больше, а свою дочь только ругает.

Всё ей хвалишь, она тебе солнышко, а я тебе не нужна! кричит Вера. Папа хоть меня любит, а ты…

Вот пусть твой папа и терпит твои дурацкие выкрутасы! То куришь за школой, то дерёшься с младшими, я устала уже к директору бегать! Лиза хотя бы проблем не создаёт.

После очередной такой ссоры Вера убегает из дома. Искали её всей деревней с волонтёрами, поисковыми отрядами, полицией.

Наташа с удивлением ловит себя на том, что ей стало спокойнее и даже захотелось бы, чтобы Вера не вернулась.

Жалко только, что Вера всё же нашлась. Как выяснилось, она несколько дней пряталась у одноклассника. Заодно всплыли такие факты, что органам опеки пришлось вмешаться очень серьёзно.

Вскоре детей изымают из семьи. Наташу и остальных ребят по очереди таскают по психологам и врачам. И кто-то очень упорно начинает докапываться до сути происходящего.

Наташ, главное, ничего лишнего не болтай этим тёткам, учит её отец при встрече.

Девочка ощущает к нему отчуждение и почти брезгливость, ведь папа вспоминает о ней только когда накрывает беда. Теперь вот нужно изобразить, что в семье всё хорошо, все друг друга любят, а Вера сбежала сама по себе.

Но к одиннадцати Наташа уже достаточно умна она сама в деталях понимает, что в ситуации с Верой виноваты не только Даша, но и отец.

Как бы Наташа не хотела от чистого сердца быть благодарной Даше (ведь из всех взрослых только она относилась к Наташе человечески), не каждый смог бы выдержать, что у мамы есть только «больной Максим», а дочери только постоянные замечания и ни капли тепла.

Да, отец пытался компенсировать Верину тоску, но за счёт Наташи и это не успокаивало ни одну из девочек.

Как оказалось, органы опеки тоже умеют почувствовать нездоровую атмосферу.

Правда, отца волновало на самом деле совсем другоеНа этот раз Наташа решает не молчать. Когда очередная дотошная тётя из опеки задаёт ей вопросы о доме, о ссорах, о том, что ей нравится и не нравится жить со своей семьёй, Наташа впервые за долгое время говорит правду осторожно, дрожащим голосом и будто бы отстранённо, как будто рассказывает историю кого-то другого. Она видит в глазах женщины не скуку, не равнодушие, а что-то похожее на участие.

Спустя несколько месяцев всё меняется. Наташу переводят в приёмную семью не к бабушке в Мурманск, которую она почти не знает, а к учительнице, которая всегда поддерживала Наташу в школьных олимпиадах и кружках. В этой новой семье у девочки появляется свой собственный стол, на котором не валяются чужие сломанные игрушки, и полка с книгами у окна, где она любит читать по вечерам.

Иногда Наташа слышит в голове тихий голос отца: «Ну как тебе не стыдно быть эгоисткой?» Но теперь он звучит глухо, как эхо из чужой жизни. Она по привычке заглядывает на ценники в игрушечных магазинах, но кукла с алыми волосами больше не волнует её зато она часто покупает книжки для старых и новых друзей.

С Верой и Максимом Наташа видится время от времени. Вера растёт колючей, как ежевика, но теперь знает, что за любой кражей игрушки или словом чья-то боль. Максим, худенький и упрямый, удивляет Наташу: учится плавать, догоняет сверстников и впервые дарит ей, пусть и коряво нарисованную, открытку с медведем.

В конце концов, Наташа учится не стыдиться своих желаний, а благодарить себя за терпение и честность. Своих взрослых она теперь выбирает сама, и в каждом доме, где читает на подоконнике, вспоминает: хорошая семья не та, где приходится всё время делить медвежонка или ждать похвалы. Хорошая семья это когда на вопрос: «Чего ты хочешь?» можно честно ответить, и никто не назовёт тебя за это эгоисткой.

Впервые за долгие годы Наташа засыпает спокойно под стук дождя по стеклу и уверенность, что где-то рядом есть те, кому она нужна просто так, без оглядки и условий.

Оцените статью
Семейные тайны под одним потолком: как Лиза росла между мачехой, отчимом и наследством куклы с огненными волосами, разгадывая, почему вторая семья отца оказалась ей куда ближе (и больнее), чем казалось в детстве
«Семья мужа называла меня “бесприданницей”, а потом пришла просить три миллиона в долг на постройку дачи — как голь перекатная стала хозяйкой дома, а тех, кто смеялся, жизнь сама рассудила»